Please use this identifier to cite or link to this item: https://repo.btu.kharkov.ua//handle/123456789/2350
Title: Птицы как фактор опасности авиатранспорта. Краткий исторический обзор и постановка задачи
Other Titles: Птахи як фактор небезпеки авіатранспорту. Короткий історичний огляд і постановка задачі
Birds as a risk factor for air transport. A brief historical review and formulation of the problem
Authors: Дубницкий, В. Ю.
Фесенко, Г. В.
Черепнев, И. А.
Макогон, Е. А.
Кириенко, Н. М.
Keywords: опасности от птиц;столкновения с птицами;летательный аппарат;этапы полета;высота полета;электромагнитные излучения;небезпеки від птахів;зіткнення з птахами;літальний апарат;етапи польоту;висота польоту;електромагнітні випромінювання;dangers from birds;collision with birds;aircraft;stages of flight;flight altitude;electromagnetic radiation
Issue Date: 2018
Publisher: ХНТУСГ
Citation: Дубницкий В. Ю., Фесенко Г. В., Черепнев И. А., Макогон Е. А., Кириенко Н. М. Птицы как фактор опасности авиатранспорта. Краткий исторический обзор и постановка задачи. Інженерія природокористування. 2018. № 1 (9). С. 115-131.
Series/Report no.: Інженерія природокористування;№ 1 (9)
Abstract: Авиационный транспорт имеет позитивную динамику роста, и является основным видом транспорта при перевозке людей на значительные расстояния. Несмотря на то, что авиационный транспорт по основным показателям считается одним из самых безопасных видов транспорта, авиационные происшествия, как правило, приводят к гибели пассажиров и членов экипажа. Разрабатывая мероприятия, направленные на снижение количества летных происшествий, необходимо принимать во внимание орнитологический фактор, который может привести к катастрофе самолета любого класса. Рассмотрены исторические аспекты проблемы изучения вероятности столкновения летательного аппарата с птицами. Приведена хронология формирования комитетов по опасности птиц для самолетов. Рассмотрено распределение случаев попадания птиц по месту удара для гражданских самолетов. Приведено суточное распределение случаев столкновений самолетов с птицами как результат совокупности факторов биологического и технического происхождения. Показано сезонное распределение случаев столкновений самолетов с птицами. Отмечено, что столкновения регистрируются наиболее часто в конце лета и первой половине осени. Проанализировано распределение видов птиц по частоте столкновений с самолетами. Показано, что основную опасность для самолетов представляют собой голуби, грачи, скворцы, утки, чайки и аисты. Проанализировано распределение событий столкновений воздушных судов с птицами по классам самолетов. Установлено, что наиболее часто птицы сталкиваются с самолетами 2 класса, имеющих массу 30 - 75 тонн. Исследовано распределение столкновений самолетов с птицами в связи с режимом их полета. Выявлено, что подавляющее количество случаев столкновений с птицами происходит на низких высотах. Высказано предположение о том, что одним из факторов, провоцирующих столкновения птиц с самолетами, является воздействие на их организм электромагнитных излучений бортовых и наземных радиолокационных станций, которые эксплуатируются в районе аэродромов. Обоснована необходимость разработки методики оценки вероятности столкновения летательного аппарата с птицами с использованием способов моделирования редких событий.Авиационный транспорт имеет позитивную динамику роста, и является основным видом транспорта при перевозке людей на значительные расстояния. Несмотря на то, что авиационный транспорт по основным показателям считается одним из самых безопасных видов транспорта, авиационные происшествия, как правило, приводят к гибели пассажиров и членов экипажа. Разрабатывая мероприятия, направленные на снижение количества летных происшествий, необходимо принимать во внимание орнитологический фактор, который может привести к катастрофе самолета любого класса. Рассмотрены исторические аспекты проблемы изучения вероятности столкновения летательного аппарата с птицами. Приведена хронология формирования комитетов по опасности птиц для самолетов. Рассмотрено распределение случаев попадания птиц по месту удара для гражданских самолетов. Приведено суточное распределение случаев столкновений самолетов с птицами как результат совокупности факторов биологического и технического происхождения. Показано сезонное распределение случаев столкновений самолетов с птицами. Отмечено, что столкновения регистрируются наиболее часто в конце лета и первой половине осени. Проанализировано распределение видов птиц по частоте столкновений с самолетами. Показано, что основную опасность для самолетов представляют собой голуби, грачи, скворцы, утки, чайки и аисты. Проанализировано распределение событий столкновений воздушных судов с птицами по классам самолетов. Установлено, что наиболее часто птицы сталкиваются с самолетами 2 класса, имеющих массу 30 - 75 тонн. Исследовано распределение столкновений самолетов с птицами в связи с режимом их полета. Выявлено, что подавляющее количество случаев столкновений с птицами происходит на низких высотах. Высказано предположение о том, что одним из факторов, провоцирующих столкновения птиц с самолетами, является воздействие на их организм электромагнитных излучений бортовых и наземных радиолокационных станций, которые эксплуатируются в районе аэродромов. Обоснована необходимость разработки методики оценки вероятности столкновения летательного аппарата с птицами с использованием способов моделирования редких событий.
Авіаційний транспорт має позитивну динаміку зростання, і є основним видом транспорту під час перевезення людей на значні відстані. Незважаючи на те, що авіаційний транспорт за основними показниками вважається одним з найбезпечніших видів транспорту, авіаційні події, як правило, призводять до загибелі пасажирів і членів екіпажу. Розробляючи заходи, спрямовані на зниження кількості льотних пригод, необхідно брати до уваги орнітологічний фактор, який може привести до катастрофи літака будь-якого класу. Розглянуто історичні аспекти проблеми вивчення ймовірності зіткнення літального апарату з птахами. Наведено хронологію формування комітетів по небезпеки птахів для літаків. Розглянуто розподіл випадків потрапляння птахів за місцем удару для цивільних літаків. Наведено добовий розподіл випадків зіткнень літаків з птахами як результат сукупності факторів біологічного і технічного походження. Показано сезонний розподіл випадків зіткнень літаків з птахами. Відзначено, що зіткнення реєструються найбільш часто в кінці літа і у першій половині осені. Проаналізовано розподіл видів птахів за частотою зіткнень з літаками. Показано, що основну небезпеку для літаків становлять голуби, граки, шпаки, качки, чайки і лелеки. Проаналізовано розподіл подій зіткнень повітряних суден з птахами за класами літаків. Встановлено, що найбільш часто птахи зіштовхуються з літаками 2 класу, що мають масу 30 – 75 тонн. Досліджено розподіл зіткнень літаків з птахами залежно від режиму їхнього польоту. Виявлено, що переважна кількість випадків зіткнень з птахами відбувається на низьких висотах. Висловлено припущення про те, що одним з факторів, що провокують зіткнення птахів з літаками, є вплив на їх організм електромагнітних випромінювань бортових і наземних радіолокаційних станцій, які експлуатуються в районі аеродромів. Обґрунтовано необхідність розробки методики оцінки ймовірності зіткнення літального апарату з птахами з використанням способів моделювання рідкісних подій.
Air transport has a positive dynamics of growth, and is the main mode of transport when transporting people over significant distances. Despite the fact that air transport is considered to be one of the safest modes of transport in terms of key indicators, air accidents, as a rule, lead to the death of passengers and crew members. When developing measures aimed at reducing the number of flight accidents, it is necessary to take into account the birdwatching factor, which can lead to the crash of an airplane of any class. The historical aspects of the problem of studying the probability of collision of an aircraft with birds are considered. The chronology of the formation of Bird Strike Committees for aircraft is given. The distribution of cases of birds hit at the impact site for civil aircraft is considered. The daily distribution of aircraft collisions with birds as a result of a combination of biological and technical factors is given. The seasonal distribution of aircraft collisions with birds is shown. It was noted that the collisions are recorded most often at the end of summer and the first half of autumn. The distribution of bird species according to the frequency of collisions with airplanes is analyzed. It is shown that the main danger for airplanes is doves, rooks, starlings, ducks, seagulls and storks. The distribution of events of collisions between aircraft and birds by aircraft classes is analyzed. It is established that birds most often encounter aircraft of the 2nd class, having a mass of 30 to 75 tons. The distribution of aircraft collisions with birds was studied in connection with their flight regime. It was revealed that the overwhelming number of cases of collisions with birds occur at low altitudes. It is suggested that one of the factors that provoke clashes between birds and aircraft is the impact on their bodies of electromagnetic emissions from airborne and ground-based radar stations located in the area of aerodromes. The necessity of developing a methodology for estimating the probability of collision of an aircraft with birds using the methods for simulating rare events is substantiated.
URI: https://repo.btu.kharkov.ua//handle/123456789/2350
ISSN: 2311-1828
Appears in Collections:№ 1 (9)

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
18.pdf1.49 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.