Please use this identifier to cite or link to this item: https://repo.btu.kharkov.ua//handle/123456789/6103
Title: Розвиток інноваційно-інвестиційного потенціалу суб’єктів аграрного бізнесу: теорія, методологія, практика: автореф. дис. на здобуття … д-ра екон. наук за спеціальністю 08.00.04 – економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності)
Other Titles: Развитие инновационно-инвестиционного потенциала субъектов аграрного бизнеса: теория, методология, практика
Development of innovation and investment potential of subjects of agrarian business: theory, methodology, practice
Authors: Усикова, Олена Миколаївна
metadata.dc.contributor.advisor: Гавкалова, Наталія Леонідівна
Keywords: інновації;інвестиції;економічний потенціал;стратегії розвитку;диверсифікація виробництва;логістичний інструментарій;механізм управління;инновации;инвестиции;экономический потенциал;стратегии развития;диверсификация производства;логистический инструментарий;механизм управления;innovations;investments;economic potential;development strategies;diversification of production;logistic tools;management mechanism
Issue Date: 2018
Publisher: Харків
Citation: Усикова О. М. Розвиток інноваційно-інвестиційного потенціалу суб’єктів аграрного бізнесу: теорія, методологія, практика: автореф. дис. … д-ра екон. наук: 08.00.04 – Економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності); наук. конс. Н. Л. Гавкалова; Харків, 2018. С.41.
Abstract: Дисертацію присвячено розробці та обґрунтуванню теоретикометодологічних засад та практичних рекомендацій з формування та реалізації моделей розвитку інноваційно-інвестиційного потенціалу суб’єктів агробізнесу. Обґрунтовано концепцію формування, імплементації, реалізації та розвитку інноваційно-інвестиційного потенціалу для різних за розмірами суб’єктів аграрного бізнесу, в основі якої лежить створення ринкових конкурентних переваг через запровадження елементів, компонент та інструментів інновацій у виробничу та управлінську складові діяльності на засадах принципу забезпечення результативного розвитку аграрного виробництва, як основного джерела формування інвестиційного потенціалу, шляхом використання функціонально-операційної моделі, що заснована на інструментальній реалізації базових політик (товарної, цінової, комунікаційної та збутової) виробничо-комерційної діяльності підприємств. Ідентифіковано принципи та методологічні підходи до управління розвитком інноваційноінвестиційного потенціалу суб’єктів аграрного бізнесу на засадах формування стратегічних зон інноваційної активності через встановлення критеріїв та масштабів виробництва інноваційної (в умовах аграрного виробництва – покращеної) продукції, кон’юнктури на товарних ринках з виокремленими особливостями створення цільового споживацького попиту, з урахуванням якого виділені напрями отримання конкурентних переваг на основі інновацій, які можливим є застосовувати за окремими елементами або в системі, зокрема, зміни логістичної діяльності суб’єктів аграрного бізнесу з урахуванням зниження виробничих витрат, які формують обсяги необхідних інвестицій, та реалізацію товарів в системі вертикальної та горизонтальної інтеграції, а також через запровадження інновацій в діяльність аграрних підприємств шляхом адаптивного використання сучасних виробничих та управлінських інструментів в умовах господарської діяльності суб’єктів аграрного бізнесу. Концептуально обґрунтовано архітектуру та архітектоніку механізму формування стратегій розвитку інноваційно-інвестиційного потенціалу суб’єктів аграрного бізнесу, в основі якого викладено прояви ознак емерджентності взаємодій виробничої та управлінської складових діяльності з метою виокремлення товарної, ресурсної, фінансової, інтеграційної, інноваційної та інвестиційної стратегії забезпечення відповідного рівня економічної результативності діяльності аграрних підприємств. Удосконалено інтегрований методологічний підхід до управління розвитком інноваційно-інвестиційного потенціалу аграрних підприємств, який базується на послідовному використанні орієнтирів та конкретизації відповідних інноваційних стратегій, а також відкриватиме можливості для забезпечення інвестиційної привабливості суб’єктів сфери аграрного виробництва. Проведено ідентифікацію факторів стану внутрішнього та зовнішнього середовища функціонування суб’єктів аграрного бізнесу шляхом визначення факторів впливу на рівень інноваційного та інвестиційного забезпечення їх економічного потенціалу та економічної ефективності основної виробничо-комерційної діяльності. Обґрунтовано методичний підхід до якісної та кількісної оцінки потенціалів господарюючого суб’єкта(економічного, інноваційного, інвестиційного), що базується на поетапному оцінюванні готовності до сприйняття інновацій в розрізі виробничої та управлінської складової з одночасними можливостями генерування, імплементації та реалізації інвестиційних стратегій розвитку. Дістали подальшого розвитку принципи побудови організаційноекономічного механізму формування, імплементації, реалізації та розвитку інноваційно-інвестиційних стратегій аграрного підприємства з урахуванням кон’юнктури цільового ринку сільськогосподарської сировини через встановлення характеру зміни попиту та пропозиції на інноваційну продукцію з ідентифікацією механізмів, систем та інструментів підтримки прийняття стратегічних управлінських рішень для підвищення інвестиційної привабливості суб’єктів аграрного бізнесу. Запропоновано теоретикометодологічний підхід до ідентифікації напрямів розвитку інноваційної активності аграрних підприємств шляхом конкретизації дефініції «інноваційно-інвестиційний потенціал суб’єктів аграрного бізнесу», який слід розуміти, як реальну чи потенційну спроможність суб’єкта господарювання використовувати інновації у своїх виробничій та управлінській системах через залучення інструментів інвестиційного забезпечення для моделювання комплексної концепції стратегічного управління підприємством, що складається з окремих елементів, базується на певних принципах та методах. Визначені напрямки та шляхи розвитку інноваційно-інвестиційного потенціалу суб’єктів аграрного бізнесу на основі інтеграції елементів, компонент та інструментів інновацій в системи менеджменту на основі комплексної реалізації заходів виробничої, комунікативної та просувальної політики з урахуванням позиціонування на ринку
Диссертация посвящена разработке и обоснованию теоретикометодологических основ и практических рекомендаций по формированию и реализации моделей развития инновационно-инвестиционного потенциала субъектов агробизнеса. Обоснована концепция формирования, имплементации, реализации и развития инновационно-инвестиционного потенциала для различных по размерам субъектов аграрного бизнеса, в основе которой лежит создание рыночных конкурентных преимуществ путем внедрения элементов, компонент и инструментов инноваций в производственную и управленческую составляющие деятельности на основе принципа обеспечения результативного развития аграрного производства, как основного источника формирования инвестиционного потенциала, путем использования функциональнооперационной модели, основанная на инструментальной реализации базовых политик (товарной, ценовой, коммуникационной и сбытовой) производственно-коммерческой деятельности предприятий. Идентифицировано принципы и методологические подходы к управлению развитием инновационно-инвестиционного потенциала субъектов аграрного бизнеса на основе формирования стратегических зон инновационной активности через установление критериев и масштабов производства инновационной (в условиях аграрного производства - улучшенной) продукции, конъюнктуры на товарных рынках с выделенными особенностями создание целевого потребительского спроса, на основе которого выделены направления получения конкурентных преимуществ на основе инноваций, которые возможным есть применять по отдельным элементам или системно, в частности, изменения логистической деятельности субъектов аграрного бизнеса с учетом снижения производственных затрат, формирующих объемы необходимых инвестиций, и реализацию товаров в системе вертикальной и горизонтальной интеграции, а также из-за введения инноваций в деятельность аграрных предприятий путем адаптивного использования современных производственных и управленческих инструментов в условиях хозяйственной деятельности субъектов аграрного бизнеса. Концептуально обоснованно архитектуру и архитектонику механизма формирования стратегий развития инновационно-инвестиционного потенциала субъектов аграрного бизнеса, в основе которого изложены проявления признаков эмерджентности взаимодействий производственной и управленческой составляющих деятельности с целью выделения товарной, ресурсной, финансовой, интеграционной, инновационной и инвестиционной стратегии обеспечения соответствующего уровня экономической результативности деятельности аграрных предприятий. Усовершенствован интегрированный методологический подход к управлению развитием инновационно-инвестиционного потенциала аграрных предприятий, основанный на последовательном использовании ориентиров и конкретизации соответствующих инновационных стратегий, а также открывать возможности для обеспечения инвестиционной привлекательности субъектов сферы аграрного производства. Проведена идентификация факторов состояния внутренней и внешней среды функционирования субъектов аграрного бизнеса путем определения факторов влияния на уровень инновационного и инвестиционного обеспечения их экономического потенциала и экономической эффективности основной производственнокоммерческой деятельности. Обоснован методический подход к качественной и количественной оценки потенциалов хозяйствующего субъекта (экономического, инновационного, инвестиционного), основанный на поэтапном оценке готовности к восприятию инноваций в разрезе производственной и управленческой составляющей с одновременными возможностями генерирования, внедрения и реализации инвестиционных стратегий развития. Получили дальнейшее развитие принципы построения организационноэкономического механизма формирования, имплементации, реализации и развития инновационно-инвестиционных стратегий аграрного предприятия с учетом конъюнктуры целевого рынка сельскохозяйственного сырья путем установления характера изменения спроса и предложения на инновационную продукцию с идентификацией механизмов, систем и инструментов поддержки принятия управленческих решений для повышения инвестиционной привлекательности субъектов аграрного бизнеса. Предложено теоретикометодологический подход к идентификации направлений развития инновационной активности аграрных предприятий путем конкретизации дефиниции «инновационно-инвестиционный потенциал субъектов аграрного бизнеса», который следует понимать как реальную или потенциальную способность субъекта хозяйствования использовать инновации в своих производственной и управленческой системах через привлечения инструментов инвестиционного обеспечения для моделирования комплексной концепции стратегического управления, состоящий из отдельных элементов, базируется на определенных принципах и методах. Определены направления и пути развития инновационноинвестиционного потенциала субъектов аграрного бизнеса на основе интеграции элементов, компонент и инструментов инноваций в системы менеджмента на основе комплексной реализации мероприятий производственной, коммуникативной и распределительной политики с учетом позиционирования на рынке.
The dissertation is devoted to the development and substantiation of theoretical and methodological principles and practical recommendations for the formation and implementation of models of development of innovation and investment potential of agribusiness subjects. The concept of the formation, implementation, realization and development of innovative investment potential for different sizes of agricultural business entities is grounded, which is based on the creation of market competitive advantages through the introduction of elements, components and tools of innovations into the production and management components of the activity on the principles of the principle of ensuring a productive the development of agrarian production, as the main source of investment potential, through the use of functional-operational fashion and, based on instrumental implement basic policies (commodity, price, communication and marketing) industrial and commercial activity. The principles and methodological approaches to management of the development of innovative and investment potential of subjects of agrarian business on the basis of formation of strategic zones of innovation activity by establishing criteria and scales of production of innovative (in conditions of agrarian production - improved) products, conditions on commodity markets with singular features are identified creation of target consumer demand, taking into account the directions of obtaining competitive advantages on the basis of innovations that are possible is to apply on separate elements or in the system, in particular, changes in the logistic activity of the agrarian business entities, taking into account the reduction of production costs, which form the volume of necessary investments, and the implementation of goods in the system of vertical and horizontal integration, as well as through the introduction of innovations in the activities of agrarian enterprises by adaptive use of modern production and management tools in the conditions of economic activity of subjects of agrarian business. The architecture and architectonics of the mechanism of formation of strategies for the development of innovation and investment potential of subjects of agrarian business are conceptually substantiated, in the basis of which manifestations of signs of the emergence of interactions between production and management components of activity are outlined in order to distinguish the commodity, resource, financial, integration, innovation and investment strategy of providing the appropriate level. economic performance of agrarian enterprises. An integrated methodological approach to managing the development of innovation and investment potential of agrarian enterprises is improved, based on the consistent use of landmarks and the specification of the relevant innovation strategies, as well as opportunities for providing investment attractiveness of the subjects of the sphere of agrarian production. The identification of the factors of the state of the internal and external environment of the functioning of the agrarian business entities by identifying the factors influencing the level of innovation and investment provision of their economic potential and the economic efficiency of the main production and commercial activity is carried out. The methodical approach to the qualitative and quantitative assessment of the potential of the economic entity (economic, innovative, investment) is grounded, based on a gradual assessment of readiness for the perception of innovations in terms of the production and management component with simultaneous opportunities for the generation, implementation and implementation of investment development strategies. Further development of the principles of constructing an organizational and economic mechanism for the formation, implementation, implementation and development of innovation and investment strategies of the agrarian enterprise, taking into account the situation of the target market of agricultural raw materials, was determined by establishing the nature of the change in supply and demand for innovative products, identifying mechanisms, systems and instruments for supporting adoption. strategic management decisions to increase the investment attractiveness of the subjects of agrarian business. The theoretical and methodological approach to identifying the directions of development of innovation activity of agrarian enterprises is proposed by specifying the definition of "innovation and investment potential of subjects of agrarian business", which should be understood as the actual or potential ability of an entity to use innovations in its production and management systems through attraction of investment support tools for modeling a comprehensive concept of strategic management of an enterprise based on certain principles and methods. The directions and ways of development of innovative-investment potential of subjects of agrarian business are determined on the basis of integration of elements, components and tools of innovations into management systems on the basis of integrated realization of measures of production, communication and promotion policy taking into account positioning in the market.
URI: https://repo.btu.kharkov.ua//handle/123456789/6103
Appears in Collections:08.00.04 – Економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності)

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_Usykova.pdf872 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.