Please use this identifier to cite or link to this item: https://repo.btu.kharkov.ua//handle/123456789/7805
Title: Підвищення довговічності силових агрегатів транспортних машин використанням олив з присадкою на основі геомодифікатора: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. техн. наук : 05.22.20 - Експлуатація та ремонт засобів транспорту
Other Titles: Повышение долговечности силовых агрегатов транспортных машин использованием масел с присадкой на основе геомодификаторов
Increasing the durability of power units of transport vehicles using oils with additives based on geomodifier
Authors: Слонь, Віктор Вікторович
metadata.dc.contributor.advisor: Аулін, Віктор Васильович
metadata.dc.contributor.affiliation: Центральноукраїнський національний технічний університет
Keywords: силовий агрегат;транспортна машина;робоча олива;довговічність;геомодифікатор;композиційна присадка;силовой агрегат;транспортная машина;рабочее масло;долговечность;геомодификатор;композиционная присадка;power unit;transport vehicle;operating oil;durability;geomodifier;сomposite additive
Issue Date: 2021
Publisher: Харків
Citation: Слонь В. В. Підвищення довговічності силових агрегатів транспортних машин використанням олив з присадкою на основі геомодифікатора: автореф. дис. … канд. техн. наук : 05.22.20 - Експлуатація та ремонт засобів транспорту ; наук. кер. В. В. Аулін; Харків, 2021. 23 с.
Abstract: Дисертаційна робота присвячена вирішенню актуального науково-практичне завдання підвищення довговічності силових агрегатів транспортних машин на основі закономірностей зміни їх стану та зміни показників і експлуатаційних властивостей робочих моторних та трансмісійних олив додаванням композиційних присадок на основі геомодифікатора КГМТ-1. Наведено результати теоретичних досліджень з виявленням механізму взаємодії компонентів композиційної присадки між собою і з робочою поверхнею спряжень деталей та утворення асоціатів молекул. Обґрунтовано зміну режимів тертя та визначено підвищення силових характеристик і зносостійкості рухомих спряжень деталей та покращення параметрів і властивостей олив силових агрегатів з напрацюванням з додаванням запропонованої присадки. Дано результати стендових випробувань на показники зовнішньо-швидкісної характеристики силового агрегату та експлуатаційних випробувань показників та властивостей модифікованої робочої оливи і оцінка ресурсу транспортних машин.
Диссертация посвящена решению актуальной научно-практической задачи повышения долговечности силовых агрегатов транспортных машин на основе закономерностей изменения их состояния и изменения показателей и эксплуатационных свойств рабочих моторных и трансмиссионных масел добавлением композиционных присадок на основе геомодификатора КГМТ-1. Предложена физическая модель взаимодействия компонентов композиционной присадки между собой и с рабочей поверхностью подвижных сопряжений деталей с образование ассоциатов молекул. Обоснованы изменения режимов трения, улучшение характеристик и свойств масел, повышение износостойкости и долговечности силовых агрегатов транспортных машин. Определен рациональный и оптимальный состав и концентрация композиционной присадки на основе геомодификатора КГМТ-1. Получены сравнительные результаты лабораторных испытаний масел с присадками на четырехшариковой машине ЧМТ-1 и силовых характеристик сопряжений образцов деталей на машине трения СМЦ-2 в непрерывном режиме и режиме "пуск-остановка". Стендовые испытания показали: увеличения крутящего момента для масла М10Г2к+НИОД-5 составило 1,2...1,4%, для М-10Г2к+RoilGold – 2,6...3,0%, для М10Г2к+КГМТ-1 – 3,9...4,1%; увеличения мощности соответственно равно: 1,1...1,3%, 2,5...2,9%, 3,9...4,2%; уменьшения удельного расхода топлива: 1,24...1,26%, 2,73...2,77%, 3,95...4,15%. Получены закономерности показателей (зольность, коксивность, плотность, диспергирующая способность, вязкость, диэлектрическая проницаемость, концентрация химических элементов) определяющих ресурс моторного и трансмиссионного масла и силового агрегата с наработкой транспортных машин в жёстких нестационарных условиях эксплуатации. Определено, что средняя наработка на базовом масле М-10Г2к составила 7530 мото-часов, М-10Г2к+RoilGold – 8716 мото-часов, М-10Г2к+КГМТ-1 – 9250 мото-часов. Ожидаемый экономический эффект за счет уменьшения числа проведенных ТО и повышения ресурса для одной единицы транспортной машины составил 13686,4 грн.
The dissertation is devoted to solving the current scientific and practical problem of increasing the durability of power units of transport vehicles on the basis of patterns of change of their condition and indicators and operational properties of working motor and transmission oils by adding composite additives based on geomodifier KGMT-1. The results of theoretical researches showing the mechanism of components interaction of a composite additive among themselves and with a working surface of details conjugations and formation of molecules associates. The change of friction modes is substantiated and the increase of power characteristics and wear resistance of moving joints of parts and improvement of parameters and properties of oils of power units with operating time with addition of the offered additive is determined. The results of bench tests on the indicators of external speed characteristics of the power unit and operational tests of the indicators and properties of the modified working oil and the estimation of the service life of transport machines are given.
URI: https://repo.btu.kharkov.ua//handle/123456789/7805
Appears in Collections:05.22.20 – Експлуатація та ремонт засобів транспорту

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_slon.pdf1.03 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.