Please use this identifier to cite or link to this item: https://repo.btu.kharkov.ua//handle/123456789/3460
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.advisorВойтов, Віктор Анатолійович-
dc.contributor.authorСисенко, Ігор Іванович-
dc.date.accessioned2022-07-18T19:44:36Z-
dc.date.available2022-07-18T19:44:36Z-
dc.date.issued2014-
dc.identifier.citationСисенко І. І. Підвищення зносостійкості трібосистем двотактного двигуна застосуванням моторних олив на рослинній основі : автореф. дис. … канд. техн. наук : 05.02.04 - Тертя та зношування в машинах ; наук. кер. В. А. Войтов ; Харків, 2014. 20 с.uk_UA
dc.identifier.urihttps://repo.btu.kharkov.ua//handle/123456789/3460-
dc.description.abstractДисертаційна робота спрямована на підвищення зносостійкості трібосистем двигунів внутрішнього згоряння при використанні моторних олив з оцінкою їх якості. Обрані базові рослинні олії для отримання моторних олив з високим вмістом олеїнової кислоти. Обґрунтовано склад і відсотковий діапазон присадок у вибрані базові рослинні олії. Експериментальними дослідженнями встановлено, що рослинні оливи з присадками на середніх навантаженнях мають менші значення швидкості зношування. Це пояснюється наявністю у рослинних оливах великого вмісту олеїнової і ріцинової кислот. Отримано залежності зміни мікротвердості поверхонь тертя від глибини наклепаного шару, на підставі аналізу яких встановлено, що рослинні оливи з присадками сприяють прояву ефекту Ребіндера і мають більший діапазон збільшення мікротвердості при одночасному зменшенні глибини наклепаного шару. Теоретично обґрунтовано і на підставі аналізу розмірностей отримано безрозмірний критерій якості моторної оливи для двотактних двигунів, який є інтегральною характеристикою протипіттингових, протизносних, протизадирних і антифрикційних властивостей.uk_UA
dc.description.abstractДиссертационная работа направлена на повышение износостойкости трибосистем двигателей внутреннего сгорания при использовании моторных масел с оценкой их качества и снижением техногенной нагрузки на окружающую среду. Выбраны базовые растительные масла для получения моторных масел с высоким содержанием олеиновой кислоты. Обоснован состав и процентный диапазон присадок в выбранные базовые растительные масла. Решена оптимизационная задача и по критерию максимального значения удельной работы изнашивания, получен оптимальный состав присадок в базовых рапсовом и подсолнечном маслах. Экспериментальными исследованиями товарных моторных и растительных масел с присадками на лабораторных трибосистемах установлено, что растительные масла с присадками на средних нагрузках имеют меньшие значения скорости изнашивания. Это объясняется наличием у растительных масел большого содержания олеиновой и ріциновой кислот. Полярные молекулы таких кислот улучшают физическую адсорбцию и хемосорбцию на поверхностях трения и снижают потери на трение во всем диапазоне нагрузок. Получены зависимости изменения микротвердости поверхностей трения от глубины наклепанного слоя на основании анализа которых, установлено, что растительные масла с присадками способствуют проявлению эффекта Ребиндера и имеют больший диапазон увеличения микротвердости при одновременном уменьшении глубины наклепанного слоя. Это подтверждает адсорбционное понижение прочности поверхностного слоя под действием ПАВ, его последующую деформацию, упрочнение и локализацию всех процессов в тонком поверхностном слое. Теоретически обоснован и на основании анализа размерностей получен безразмерный критерий качества моторного масла для двухтактных двигателей, который является интегральной характеристикой противопиттинговых, противоизносных, противозадирных и антифрикционных свойств. На основании теории подобия и моделирования получены масштабные безразмерные коэффициенты пересчета скорости изнашивания и силы трения с модельных трибосистем на натурные трибосистемы двухтактных двигателей бензопилы. Установлено, что при эксплуатации на растительных маслах ресурс трибосистем двигателя увеличивается: по сравнению с минеральным маслом на 18…39,3%; по сравнению с полусинтетическим маслом на 5,5…13,4%. Растительные масла с присадками уступают только синтетическому на 2,2…13%.uk_UA
dc.description.abstractThe thesis is aimed at increasing tribosystem durability of internal combustion engines using engine oil with an assessment of their quality. Basic vegetable oils to produce motor oils with high oleic acid content were selected. The composition and percentage range of additives in selected basic vegetable oils were grounded. Experimental studies have established that vegetable oils with additives for medium loads have lower indexes of wear rate. This is due to the presence of high content of oleic acid and castor acid in vegetable oils. The dependences of microhardness change of friction surfaces on the depth of riveted on layer were obtained and based on an analysis which found that vegetable oils with additives contribute to the manifestation of Rebinder‘s effect and have a greater zoom range of microhardness while reducing the depth of riveted on layer. Dimensionless criterion of motor oil quality for two-stroke engines, which is an integral feature of anti-wear, extreme pressure and anti-friction properties, was theoretically reasoned and obtained on the basis of dimensional analysis.uk_UA
dc.language.isouk_UAuk_UA
dc.publisherХарківuk_UA
dc.subjectмоторні оливи на базі рослинних олійuk_UA
dc.subjectтрібосистемиuk_UA
dc.subjectсила тертяuk_UA
dc.subjectфізичне моделюванняuk_UA
dc.subjectкритерії якості моторної оливиuk_UA
dc.subjectефект Ребіндераuk_UA
dc.subjectмоторные масла на базе растительных маселuk_UA
dc.subjectтрибосистемыuk_UA
dc.subjectскорость изнашиванияuk_UA
dc.subjectсила тренияuk_UA
dc.subjectфизическое моделированиеuk_UA
dc.subjectкритерии качества моторного маслаuk_UA
dc.subjectэффект Ребиндераuk_UA
dc.subjectmotor oil based on vegetable oilsuk_UA
dc.subjecttribosystemuk_UA
dc.subjectthe wear rateuk_UA
dc.subjectfrictionuk_UA
dc.subjectphysical modelinguk_UA
dc.subjectcriteria of motor oils qualityuk_UA
dc.subjectthe Rebinder‘s effectuk_UA
dc.titleПідвищення зносостійкості трібосистем двотактного двигуна застосуванням моторних олив на рослинній основі : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. техн. наук : 05.02.04 - Тертя та зношування в машинахuk_UA
dc.title.alternativeПовышение износостойкости трибосистем двухтактного двигателя применением моторных масел на растительной основеuk_UA
dc.title.alternativeImproving the durability tribosystem Two-stroke engine oils using plant-baseduk_UA
dc.typeOtheruk_UA
Appears in Collections:05.02.04 – Тертя та зношування в машинах

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_SYSENKO.pdf517.76 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.