Please use this identifier to cite or link to this item:
https://repo.btu.kharkov.ua//handle/123456789/3455
Title: | Моделювання процесів тертя та зношування в прямих та зворотних трібосистемах в умовах граничного мащення : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. техн. наук : 05.02.04 - Тертя та зношування в машинах |
Other Titles: | Моделирование процессов трения и изнашивания в прямых и обратных трибосистемах в условиях граничной смазки Modelling of processes of friction and wear in direct and reverse tribosystems in the conditions of boundary lubrication |
Authors: | Захарченко, Михайло Борисович |
metadata.dc.contributor.advisor: | Войтов, Віктор Анатолійович |
Keywords: | трібосистема;швидкість зношування;сила тертя;моделювання процесів;процеси тертя;процеси зношування;фактична пляма контакту;швидкість роботи дисипації;добротність трібосистеми;прямі трібосистеми;зворотні трібосистеми;трибосистема;скорость изнашивания;сила трения;моделирование процессов;процессы трения;процессы изнашивания;фактическое пятно контакта;скорость работы диссипации;добротность трибосистемы;прямые трибосистемы;обратные трибосистемы;tribosystem;the rate of wear;friction force;modeling processes;friction and wear;the actual contact patch;the speed of dissipation;the quality factor;of tribosystem direct;reverse tribosystems |
Issue Date: | 2016 |
Publisher: | Харків |
Citation: | Захарченко М. Б. Моделювання процесів тертя та зношування в прямих та зворотних трібосистемах в умовах граничного мащення : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.02.04 - Тертя та зношування в машинах ; наук. рук. В. А. Войтов : Харків, 2016. 23 с. |
Abstract: | Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук за спеціальністю 05.02.04 – тертя та зношування в машинах. – Харківський національний технічний університет сільського господарства ім. П. Василенка Міністерства освіти і науки України, Харків, 2016. Дисертаційна робота спрямована на розробку методики моделювання швидкості зношування і коефіцієнта тертя прямих і зворотних конструкцій трібосистем в умовах граничного мащення. Розроблено методику визначення характеристик фактичної плями контакту поверхонь тертя при взаємодії матеріалів в трібосистемах. Використовуючи характеристики фактичної плями контакту і трібологічні властивості мастильного середовища розроблено математичну модель розподілу швидкості роботи дисипації між трібоелементами трібосистеми. Отримало подальший розвиток поняття сумісності матеріалів в трібосистемах – добротність трібосистеми, яке характеризує здатність сполучених матеріалів в трібосистемах (мастильне середовище та реологічні властивості структури матеріалів рухомого і нерухомого трібоелементів) перетворювати роботу сил тертя в теплову енергію, тим самим перешкоджати запасам енергії в поверхневих і підповерхневих шарах трібоелементів. Розроблено методику моделювання об'ємної швидкості зношування і втрат на тертя прямих і зворотних конструкцій трібосистем. Методика дозволяє на етапі проектування нових машин розрахунковим шляхом вибрати оптимальні варіанти спряжених матеріалів, мастильних середовищ, обробки 19поверхонь тертя і розрахувати ресурс проектованих трібосистем Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.02.04 – трение и износ в машинах. – Харьковский национальный технический университет сельского хозяйства им. П. Василенко Министерство образования и науки Украины, Харьков, 2016. Диссертационная работа направлена на разработку методики моделирования скорости изнашивания и коэффициента трения прямых и обратных конструкций трибосистем в условиях граничной смазки. Разработана методика определения характеристик фактического пятна контакта поверхностей трения при взаимодействии материалов в трибосистеме. С помощью математического моделирования установлено, что среднее арифметическое отклонение точек профиля поверхностей трения и средний шаг неровностей по средней линии имеют большее влияние на величину напряжений в материале и диаметр фактического пятна контакта, чем физикомеханические свойства материала, из которых изготовлены трибоэлементы, их конструктивные и эксплуатационные параметры. Используя характеристики фактического пятна контакта и трибологические свойства смазочной среды разработана математическая модель распределения скорости работы диссипации между трибоэлементами трибосистемы. Получило дальнейшее развитие понятие совместимости материалов в трибосистеме – добротность трибосистемы, которая характеризует способность сопряженных материалов в трибосистеме (смазочная среда и реологические свойства структуры материалов подвижного и неподвижного трибоэлементов) превращать работу сил трения в тепловую энергию, тем самым препятствовать запасам энергии в поверхностных и подповерхностных слоях трибоэлементов. Разработана методика моделирования объемной скорости изнашивания и потерь на трение прямых и обратных конструкций трибосистем. Входными параметрами для расчета являются: шероховатость поверхностей трения, физико-механические свойства материалов трибоэлементов, трибологические свойства смазочной среды, особенности конструкции трибосистемы (величина меньшей площади трения), реологические свойства структуры сопряженных материалов, эксплуатационные параметры – нагрузка и скорость скольжения. Методика позволяет на этапе проектирования новых машин расчетным путем выбрать оптимальные варианты сочетания материалов, смазочных сред, обработки поверхностей трения и рассчитать ресурс проектируемых трибосистем. The dissertation for the degree of candidate of technical sciences by specialty 05.02.04 – friction and wear in machines. – Kharkiv National Technical University of Agriculture. P. Vasilenko Ministry of Education and Science of Ukraine, Kharkiv, 2016. The dissertation directed at methodology development of modeling the wear rate and friction coefficient of direct and reverse designs of tribosystems in the conditions of boundary lubrication. A method of determining the actual characteristics of the contact surfaces of friction materials in the interaction tribosystem. Using the actual characteristics of the contact and tribological properties of the lubricant developed a mathematical model of the distribution of the speed of the dissipation between triboelements of tribosystem. Has been further developed the concept of material compatibility in tribosystem – the quality factor of tribosystem, which characterizes the ability of conjugated materials tribosystem (lubricating environments and rheological properties of the material structure of the movable and stationary triboelements) converting the work friction forces into heat energy, thereby discourage energy reserves in the surface and subsurface layers of triboelements. A method of modeling capacity wear rate and friction losses of direct and reverse designs of tribosystems. The technique allows the design stage of new cars through calculations select the optimal combination of materials options, lubricating environment, surface treatment of friction and calculate the projected resource in tribosystems |
URI: | https://repo.btu.kharkov.ua//handle/123456789/3455 |
Appears in Collections: | 05.02.04 – Тертя та зношування в машинах |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
afr_Zaharchenko.pdf | 733.15 kB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.