Please use this identifier to cite or link to this item: https://repo.btu.kharkov.ua//handle/123456789/31671
Title: Оцінка конкурентостійкості підприємств роздрібної торгівлі
Other Titles: Оценка конкурентоустойчивости предприятий розничной торговли
Competitive Stability of Retailer Enterprises
Authors: Сімех, Юлія Анатоліївна
metadata.dc.contributor.advisor: Чорна, Марина Віталіївна
metadata.dc.contributor.affiliation: Харківський державний університет харчування та торгівлі
Keywords: конкурентостійкість;конкурентоспроможність;підприємство роздрібної торгівлі;принципи оцінки;методичний інструментарій оцінки;технологія оцінки;методичні підходи;методи;конкурентоустойчивость;конкурентоспособность;предприятие розничной торговли;принципы оценки;методический инструментарий оценки;технология оценки;методические подходы;методы;competitive stability;competitive ability;retail enterprise;assessment principles;methodical tool of assessment;technology of assessment;methodical approach;methods
Issue Date: 2009
Publisher: Харків: ХДУХТ
Citation: Сімех Ю. А. Оцінка конкурентостійкості підприємств роздрібної торгівлі: автореф. дис. ... канд. екон. наук: 08.00.04 – економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності) / Ю.А. Сімех; Харківський держ. ун-т харч. та торгівлі. – Харків, 2009. – 15 с.
Abstract: Дисертацію присвячено розвитку теоретичних положень та розробці методичного інструментарію оцінки конкурентостійкості підприємств роздрібної торгівлі. У роботі розкрито економічну сутність поняття „конкурентостійкість підприємств торгівлі”, розмежовано поняття „конкурентоспроможність” та „конкурентостійкість”. Удосконалено систематизацію принципів оцінки конкурентостійкості підприємств торгівлі. Обґрунтовано методичний підхід до оцінки конкурентостійкості підприємств роздрібної торгівлі, який ґрунтується на послідовному оцінюванні її складових (конкурентоспроможності та стійкості) в їх взаємодії з використанням динамічних показників розвитку підприємств торгівлі та їх співвідношенні. Розроблено методичний інструментарій оцінки конкурентостійкості підприємства. Для встановлення наявності конкурентостійкості окремого підприємства торгівлі запропоновано комплексний метод оцінки загального рівня конкурентостійкості. Удосконалено метод оцінки конкурентостійкості в межах визначеної конкурентної групи. Запропоновано метод оцінки стійкості функціонування торговельного підприємства в умовах невизначеності. Розроблено та обґрунтовано технологію практичної реалізації оцінки конкурентостійкості підприємств роздрібної торгівлі на базі запропонованих методів.
Диссертация посвящена развитию теоретических положений и разработке методического инструментария оценки конкурентоустойчивости предприятий розничной торговли. В работе исследована эволюция теории конкурентоспособности, четко разделены понятия конкурентоспособность» и «конкурентоустойчивость» на уровне предприятия, выявлены их общие и отличительные черты. Выделены и обоснованы особенности формирования конкурентоустойчивости предприятий торговли, что позволило уточнить экономическую сущность понятия конкурентоустойчивость предприятий торговли”. Обоснована необходимость проведения оценки конкурентоустойчивости предприятий торговли и усовершенствована систематизация ее принципов. Проведено исследование современного состояния конкуренции, раскрыты особенности и проблемы развития предприятий торговли, что позволило виявить: позитивные тенденции развития экономики; возрастание жизненного уровня и платежеспособности населения; позитивное развитие торговли и повышение ее инвестиционной привлекательности. В результате аналитического исследования установлено усиление внутриотраслевой конкуренции в торговле, которое проявляется в сокращении количества предприятий, в значительной доли убыточных, и тенденций к их укрупнению. Доказано, что конкурентоустойчивое предприятие всегда является конкурентоспособным и устойчивым одновременно, что обуславливает необходимость последовательного проведения ее оценки, используя отдельные методики в их взаимосвязи. Для этого разработан методический подход к оценке конкурентоустойчивости предприятий розничной торговли, предусматривающий оценку конкурентоспособности (методом соотношения динамичных показателей развития предприятий) и устойчивости (методом определения количественного значения зоны равновесия) в их взаимодействии. При этом, теоретически и логически обоснован выбор показателей, характерных для предприятий розничной торговли. Разработан методический инструментарий оценки конкурентоустойчивости предприятий торговли, состоящий из системы оценки, методических подходов и методов их реализации, основанный на определенных принципах, обоснованных требованиях, установленных критериях и соответствующих показателях. Для определения наличия конкурентоустойчивости конкретного предприятия торговли предложен комплексный метод оценки общего уровня конкурентоустойчивости, являющийся неотъемлемой частью разработанного методического инструментария. Этот метод обеспечивает однозначность и адекватность оценки путем расчета комплексного показателя общего уровня конкурентоустойчивости, объединяющего все критерии в их взаимосвязи, каждый из которых определяется соответствующей системой показателей. С целью определения уровня конкурентоустойчивости в конкурентной группе разработан метод комплексного интегрального показателя оценки конкурентоустойчивости путем модификации метода комплексного интегрального показателя эффективности.Получил дальнейшее развитие методический подход к оценке устойчивости функционирования предприятий торговли в условиях неопределенности, который основывается на сглаживании негативных (отрицательных) отклонений результатов деятельности с позиции обеспечения и удержания конкурентоустойчивости. Для практической реализации разработанных методических подходов к оценке конкурентоустойчивости предприятий розничной торговли предложена общая технология оценки в виде алгоритмической последовательности определенных этапов ее проведения. В результате апробации предложенного методического инструментария оценки конкурентоусточивости на примере предприятий розничной торговли г. Харькова определен уровень онкурентоустойчивости на конкретном сегменте рынка и выявлены „проблемные места”. Это дало возможность разработать и внедрить необходимые мероприятия по стабилизации и повышению уровня конкурентоустойчивости, что способствовало росту годового товарооборота на 9 %.
The dissertation deals with development of theoretical propositions and methodical tools for assessment of competitive stability of retailer enterprises. In the dissertation the essence of the “competitive stability of retailer enterprises” concept is discovered, the concepts “competitive ability” and “competitive stability” are particularized. The systematization of the principles of competitive stability of retailer enterprises is improved. The methodical approach to assessment of competitive stability of retailer enterprises is substantiated basing on step-by-step estimation of its components (competitive ability and stability) in their interaction and applying dynamic indices of trading enterprises development and their correlations. The methodical tools for estimation of competitive stability of retailer enterprises have been developed. For defining if a particular retailer enterprise has some competitive stability a complex method of competitive stability general level assessment has been proposed. The method of competitive stability assessment in the frame of particular competitive group has been improved. A The method of competitive stability assessment of retailer enterprises functioning under condition of uncertainty has been proposed. The technology of practical realization of evaluating competitive stability of retailer enterprises has been developed and substantiated basing on the proposed methods.
URI: https://repo.btu.kharkov.ua//handle/123456789/31671
Appears in Collections:08.00.04 – Економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності)

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Simiech_08.00.04.pdf425.68 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.